Хибинский массив — щелочной гигант, привлекающий к себе геологов, минералогов и коллекционеров со всего мира. Горы Хибинские Тундры (так звучит лопарское название) расположены в центре Кольского полуострова, в 80 километрах к северу от Белого моря и в 120 километрах к югу от Баренцева. С доисторических времен и до начала XX века Хибины оставались диким, безлюдным краем.

История открытия и освоения минеральных богатств Хибинских гор начинается лишь в конце XIX века, когда известный геолог, будущий член Российской Академии наук Вильгельм Рамзай вместе со своими спутниками — петрографом Гакманом, геодезистом Петрелиусом и ботаником Чильманом — провели несколько экспедиций по неизведанным центральным районам Кольского полуострова, уделив особое внимание изучению Хибин. Их научные статьи вызвали большой интерес во всем мире и запустили процесс открытий, не прекращающихся и по сей день. Именами первопроходцев названы самые живописные места в Хибинских горах: на географической карте есть ущелье Рамзая, ручей Гакмана, перевал Петрелиуса, гора Чильмана.
В 1916 году вдоль западного подножья Хибин протянулась железная дорога, соединившая незамерзающий порт Романов-на-Мурмане с Петрозаводском и Санкт-Петербургом. Одними из первых совершили путешествие по новой линии президент Российской академии наук академик Карпинский и молодой профессор Александр Ферсман. В их задачу входило определение перспектив хозяйственного освоения территории, пересеченной железной дорогой.
После первого же похода по долине реки Белой сердце Ферсмана было до конца его дней приковано к Хибинским горам. Как только утихли сраженья Первой мировой и Гражданской войн, он вернулся в этот край во главе академической экспедиции.

В 1921 году у подножья горы Кукисвумчорр были найдены первые глыбы апатитовых руд, а уже в 1927 в отчете о результатах разведочных работ была дана фантастическая по тем временам прогнозная оценка запасов руд — более 2 миллиардов тонн! К этому времени уже было доказано, что хибинские апатитовые руды могут служить лучшим в мире сырьем для производства фосфатных удобрений и взрывчатых веществ.
Фото А.Е. Ферсмана
mvc-apatit.ru
Участники экспедиций в Хибины.
Слева направо:
1-й ряд — Г. С. Тшасковский, В. И. Крыжановский, В. У. Унковская;
2-й ряд — Б. М. Куплетский, Е. П. Кесслер, Е. Е. Костылёва, А. Е. Ферсман, Э. М. Бонштедт;
3-й ряд — З. А. Лебедева, А. В. Терентьев, Н. Н. Гуткова
В конце 1929 года для разработки месторождений был организован трест «Апатит». Один за другим стали появляться поселки и города, в непривычных названиях которых звучало эхо геологических открытий — Апатиты, Титан, Нефелиновые Пески. Центром нового горнопромышленного района стал город Хибиногорск (с 1934 года — Кировск), расположившийся на берегу горного озера Большой Вудъявр.
В основе саамской культуры лежат устные предания, передававшиеся из поколения в поколение в течение многих веков. В. И. Немирович-Данченко писал: «Одной из причин, почему меня интересовала мурманская лопь, было усвоенное нашими учеными мнение, что у лопарей нет преданий, нет народной поэзии. Мне и до сих пор, несмотря на самые положительные данные, не верится, чтоб существовал, где б то ни было, народ без сказки и без песни. Такого племени нет, как нет человеческого организма без сердца».

В XX веке финский фольклорист Антти Аматус Аарне заинтересовался культурой саамов. Он собрал и обработал множество записей самобытного саамского фольклора, что дало начало различным исследованиям данной темы. А поскольку с давних времен саамы славились как шаманы, умеющие взывать к силам природы, то неудивительно, что одним из центральных предметов исследований стал культ сейдов. Сейды — огромные священные камни, установленные на природных подставках, — объекты саамского поклонения. В преданиях говорится, что после своей смерти шаман-нойда превращается в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам.
Поклонение сейдам стало своеобразной религией саамов, и изначально сопровождалось особым пением под названием йойк. Считается, что распевы йойка выросли из шаманских обрядов, а их тексты были основаны на сценах из саамских сказок и древних легенд. Однако встречаются и йойки, которые несут в себе оригинальный сюжет, политическую составляющую или личные чувства. Это северные песни, выражающие древность традиций с помощью голоса и систематического ритма.
Ныне йойки по-прежнему можно услышать в селе Ловозеро. Конечно, теперь они поются только для развлечения туристов, потому что все больше и больше саамов меняют олений промысел, переставший приносить доход, на работу в туристической сфере.
И хотя сейчас на саамском языке в России говорят от силы 300 человек, культура постепенно возрождается: в местных школах проводят уроки саамского языка, а в селе действует саамский культурный центр и Музей истории, культуры и быта кольских саамов.
Фото-выставка Саамы — скольты / 1920 - 1930е
Фото: vk.com/zov_zemli
Фото-выставка Саамы — скольты / 1920 - 1930е
Фото: vk.com/zov_zemli
Саамская культура
Центр Молодёжного Туризма